В дартс могут играть все – независимо от профессии, возраста и физического состояния
Александра МИХАЙЛОВА называют одним из лучших спортсменов Заречного. В его копилке – победы на чемпионате России, победы и множество медалей на «Атомиаде» (соревнованиях среди спортсменов, работающих в атомной отрасли), участие в чемпионате Европы. Александр – мастер спорта и член сборной команды Свердловской области, и это всё при том, что спорт – это его хобби. По профессии он инженер группы коммерческого диспетчирования производственно-технического отдела Белоярской АЭС. А ещё Александра Михайлова знают многие жители города, ведь он занимается очень необычным спортом – играет в дартс.
- Александр, Вы знаете, что Вас считают одним из лучших спортсменов города?
- Да, и я с этим не буду спорить. Это выражается в количестве побед, в уровне соревнований, на которых я занимал призовые места и побеждал. Недавно я вернулся с очередного чемпионата России, к сожалению, не победил, но и 16 место среди 300 лучших дартсменов страны – это достойный результат.
- Как Вы пришли в этот спорт?
- Это было в 2009 году. Я работал по сменам, а по спортивному каналу «7TV» утром и ночью показывали дартс. Трансляции шли как раз в то время, когда я приходил со смены, смотрел игры, и мне понравилось, как комментатор Григорий Русанов зажигательно их комментировал. Тогда многие начали пробовать себя в этом спорте, и я решил попробовать. Тем более, оказалось, что бросок в дартсе похож на баскетбольный, а в баскетбол я играл с детства. А ещё здесь не надо бегать, толкаться, отдавать пасы – просто берёшь и кидаешь.
- В дартс играют многие, но не все выбирают его, как спорт. Как это произошло у Вас?
- Для тех, кто живёт в Свердловской области, это получается само собой: у нас много спортивных клубов, ориентированных на дартс, сборная команда области с большими победными традициями. Поэтому я быстро нашёл тех, с кем можно соревноваться. Сперва это были чемпионаты Екатеринбурга и Свердловской области, потом пошёл выше.
- Занимались с профессиональным тренером?
- Нет, тренера для взрослого ещё нужно поискать. Тренировался сам, искал информацию в интернете. Как спортсмен с баскетбольным опытом, понял, что техника броска очень важна, нужно её сразу правильно поставить – снимал себя на видео, смотрел, как играют профессионалы, сравнивал, поправлял. Интернет – наше всё. Уже тогда можно было найти разные советы от чемпионов мира, обучающие видео. А ещё – ездил на соревнования, и лучшие игроки подсказывали, как себя вести и как играть: люди в этом спорте довольно приятные.
На первых соревнованиях от волнения даже в мишень не всегда попадал, на вторых уже получил бронзовую медаль. Меня заметили, пригласили в сборную области. А когда появилась уверенность, пошла и игра. Первые соревнования были в 2011 году, а в 2013-м я уже стал бронзовым призёром на чемпионате России. Развитие получилось достаточно быстрое.
- Для дартса это обычное дело или это Ваша личная предрасположенность?
- Возможно, и предрасположенность. Дартс – это индивидуальный спорт, и в нём всё зависит только от тебя, а не от целой команды. Весь наш инвентарь – это дротики и руки. Самая популярная разновидность дартса - «501», в ней нужно минимум за 9 бросков «списать» 501 очко, и ты в этот момент играешь не против соперника, а против себя и мишени. Если кинул 9 идеальных дротиков, правильно всё просчитал, соперник уже ничего не сможет сделать. Это как гольф, бильярд, боулинг – если сделал всё идеально, ты победил. А соревноваться с собой – это самое увлекательное.
- Тактику игры Вы разрабатываете сами?
- Когда играешь в «501», важно знать комбинации и быстро считать, нужно понимать, куда попасть, чтобы выиграть. У каждого сектора мишени есть свой номинал, есть маленькие секторы, которые его удваивают или утраивают. Поэтому игроки не кидают дротики в центр мишени – это маленький сектор, а даёт всего 50 очков. Так зачем в него попадать, если есть секторы большего размера, и они дают больше очков? Существуют специальные расчётные таблицы и комбинации секторов, чтобы набрать ровно 501 очко. Когда много тренируешься и соревнуешься, они запоминаются достаточно быстро, начинаешь бросать «на автомате» - вот и вся стратегия.
- Когда Вы пришли в дартс, этот спорт был мало развит среди спортсменов атомной отрасли?
- Наоборот, оказалось, что именно в атомной отрасли он очень популярен. Сильные спортсмены живут в Озёрске, Снежинске, Трёхгорном – в этих городах уже были команды, когда я пришёл. Чуть позже подключился Лесной. С самой первой «Атомиады» в 2000 году дартс был включён в программу соревнований. На первую «Атомиаду» от Росэнегоатома ездил Андрей Маньков из Десногорска. В Заречном про дартс знали мало, потому что у Белоярской АЭС своей команды не было, и у нас я стал одним из первых. Зато сейчас и у нас есть достойная команда.
- Спортсменов искали Вы или они приходили к Вам сами?
- Кого-то искал, кто-то приходил. Мой напарник по команде Алексей Казаков, как и я, всю жизнь играл в баскетбол, но из-за травмы вынужден был уйти. Он хорошо выступил на внутренних соревнованиях Белоярской АЭС, а потом сам подошёл ко мне, и я пригласил его тренироваться. Ещё одного члена нашей команды Ольгу Бурову я позвал уже специально: нужно было ехать в Озёрск на командные соревнования, а у нас не было в составе девочек. Набрался смелости, подошёл к Ольге и позвал с нами. После соревнований она осталась, начала тренироваться и даже первой в Заречном стала мастером спорта по дартсу. Это звание получают только на соревнованьях. Мы с Алексеем стали мастерами за победу на всероссийских соревнованиях, Ольга – за серебро на чемпионате России. В начале апреля они ездили в Москву без меня и заняли 1 место среди 30 команд. Я был уверен в своих ребятах.
- Вся команда выступает не только на внутренних соревнованиях атомной отрасли?
- Да, и это объяснимо. Соревнования среди работников Росэнергоатома и Росатома по уровню игроков и качеству организации ничуть не уступают хорошим всероссийским соревнованиям. Если ты хорошо выступаешь на них, то и на других добьёшься успеха. Чемпионат Росэнергоатома вообще проводит Александр Агапов – человек, который комментирует дартс по телевидению на канале «Матч-ТВ». Он работает в нашем концерне и знает, как идеально провести соревнования.
Для понимания уровня игроков: в нынешнем году в отборе на «Атомиаду» участвовали бывшие чемпионы России, победитель кубка Ленинградской области среди всех спортсменов, не только атомщиков. Все они работают в отрасли, и одновременно серьёзно занимаются дартсом. Проиграть можно было, не доходя до финала. А на «Атомиаде» и подавно очень сильные соперники, поэтому в нынешнем году у меня только серебро, но я считаю, что это хорошо. Вот на чемпионате России я не занял никакого призового места, хотя рассчитывал. Не повезло.
- А в дартсе есть и доля везения?
- Она присутствует в любом виде спорта. Не сказать, что здесь всё держится на удаче, но она есть: попал дротик с одной или с другой стороны проволоки, и ты победитель или проигравший, а отделяют их буквально 2 мм.
- Сколько Вы тренируетесь?
- Перед большими соревнованиями стараюсь уделять по 1,5 часа в день. Все тренировки проходят в свободное от работы время, если получается, выделяю и больше. Нет, значит, так вышло.
С появлением профессиональной лиги дартса выигрывать будет всё тяжелее и тяжелее. Уже есть целая категория спортсменов, которые зарабатывают этим спортом нормальные деньги, и они могут больше времени уделять тренировкам, поездкам на соревнования. Соответственно, показывать результат выше. Профессионалам не запрещено участвовать в соревнованиях любителей, среди работников атомной отрасли такое тоже есть.
Дмитрий Горбунов, который в нынешнем году взял на «Атомиаде» личное золото, в своё время ездил на соревнования в Лондон на профессиональный чемпионат мира – это самая вершина для дартса, где победитель получает 500 тыс. фунтов. Сейчас он работает в Новоуральске в проектном институте.
Профессионал в полном смысле этого слова, который полностью зарабатывает на жизнь игрой в дартс, в России только один – Борис Кольцов, он и стал в нынешнем году чемпионом России. У остальных спортсменов есть работы, семьи, и тренируются они в ущерб им.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность моей жене Галине за понимание и поддержку. А также, конечно, профкому Белоярской АЭС, в особенности Рустаму Тукаеву и Виктории Рыбакиной за помощь во всём. Коллегам и начальнику ПТО, а также Ивану Ивановичу Сидорову, который, как оказалось, следит за нашим видом спорта и знает фамилии лучших дартсменов России!
- А к слову, где тренируется команда Белоярской АЭС?
- У нас сейчас проблема с местом для тренировок. Раньше мы спокойно делали это в фойе «Электрона», а сейчас зимой там организуют буфет, тренируются воспитанники детских секций, и для нас остаётся мало места.
Хотя дартс хорош ещё и тем, что можно тренироваться дома, и для большинства это основное место. Надо только 3 метра пространства и мишень на стене. Ты можешь один кидать дротики или воспользоваться специальной программой и играть против бота. Похоже на игру с настоящим соперником. С живым человеком, конечно, лучше, но он должен быть примерно такой же силы, как и ты. Тренировка – это своего рода медитация. Ты один на один с мишенью, повторяешь одно и тоже движение и входишь в состояние потока, когда мысли отключились, ты разгрузился, освободился, успокоился.
- Есть ли какие-то ограничения для игроков в дартс?
- Этим он и популярен, что можно начать играть в любом возрасте и быть в топе игроков до солидного возраста, не важна твоя физическая подготовка. Может быть, есть природная меткость, но её можно и развить – 10 тысяч повторений, и необходимая нейронная связь в мозгу образуется, так что всё зависит от того, насколько тебе это интересно. К слову, в дартсе многие спортсмены – с баскетбольным прошлым, видимо, сказывается похожая техника броска. Его ещё в шутку называют спортом баскетбольных пенсионеров.
- Насколько он сейчас популярен?
- В последние годы популярность растёт. Это началось, мне кажется, когда соревнования стали показывать по телевизору. Если два года назад на чемпионате России было всего 300 спортсменов, то в нынешнем году 300 человек было только мужчин. И это при том, что едут на него далеко не все, кто играет. Открываются клубы, секции, движения, соревнования проводится едва ли не каждую неделю. Существуют даже онлайн турниры: игрок направляет камеру на мишень, списывается с соперником и начинает играть. В ковид это направление взлетело, так играли даже профессионалы в Англии. Это возможно, потому что в дартс не смухлюешь. На очных соревнованиях расстояние до мишени – 2, 37 м, спортсмен годами тренируется, нарабатывает бросок сотнями часов, и если подойти на метр ближе, дротик, который летит по параболе, воткнётся выше мишени. Можно изначально вставать ближе и нарабатывать бросок, но тогда не сможешь участвовать в очных соревнованиях, так что смысла в этом нет.
- Каким Вы видите ваше спортивное будущее?
- Играть лет до 60 точно, пока есть силы! Сборная Челябинска, которая стала серебряным призёром чемпионата России в командном зачёте, состоит из людей 57-62 лет. Они уже пенсионеры и показывают высокие результаты в битве с лучшими командами страны.
Хочу попасть на телевидение на канал «Матч.ТВ». У международной лиги дартса есть с ними контракт на проведение телевизионных турниров. Я хочу туда попасть и хорошо сыграть, но пока пройти отбор не получается – очень сильные соперники. Буду стараться.
- А в Заречном хотели бы развивать дартс?
- На Белоярской АЭС играет приличное количество человек, есть игроки на других предприятиях. Возможно, если бы нашлось подходящее место, мы бы смогли организовать свою небольшую лигу. Это люди, которые не просто бросают дротик в мишень, а знают, как это делать, используют стратегию. Для этого нужно найти достаточно большой зал, пока его у нас нет.
Татьяна Козлова
Отзывы