С 1 сентября в ПДД изменился перечень неисправностей.
Если водители не желают соблюдать правила, если им не грозит наказание, значит, законодатели извернутся, но придумают, как сделать так, чтобы дорожные правила соблюдались. А что поделаешь? Вынудили!
Зимой на «зиме»
Борьбу с водителями, которые круглый год ездят на одном комплекте шин, законотворцы начали ещё в 2015 г. Тогда они внесли изменения в технический регламент, где содержится список неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. Согласно документу, нельзя было ездить на летних покрышках – с декабря по март и на зимней – с мая по сентябрь.
Технический регламент был, а наказания за его нарушение в кодексе об административных правонарушениях не было. Поэтому водители его просто игнорировали, «переобуваясь», когда больше нравится или не переобуваясь вовсе. Теоретически очень дотошливый сотрудник ГИБДД мог бы оштрафовать водителя, который в июльскую жару использует покрышки с шипами, но на практике такие если и были, то крайне редко.
С 1 сентября нынешнего года ситуация изменилась. Теперь запрет на зимнюю резину летом и на летнюю резину зимой содержится и в «Перечне неисправностей, при которых запрещена дальнейшая эксплуатация автомобиля». Перечень, в отличие от технического регламента, входит в состав ПДД, и за его нарушение уже можно наказать как за езду на неисправном автомобиле.
Штраф небольшой – 500 рублей. Зато правонарушение будет считаться действующим до тех пор, пока шины на поменяют. Это говорит о том, что штраф можно накладывать сколько угодно раз за день – хоть каждые 500 метров дороги.
С запретом на летние шины зимой всё понятно – нельзя и точка! А вот с зимними ещё можно подискутировать. Летом штраф распространяется только на шипованную резину. Если на вашем автомобиле «липучка», опасаться наказания не стоит.
Однако есть тонкости. С декабря по март штраф можно получить, если зимняя резина установлена не на все 4 колеса. Теоретически, если вы повредите колесо с «правильной» резиной, вместо него поставите летнюю запаску, и при проезде к шиномонтажке вас отставят сотрудники ГИБДД, у них будет основание для штрафа.
Активно поддерживают нововведение дорожные службы. Именно они первыми заговорили о том, что шипы летом очень сильно портят асфальт.
Иногда водители так долго ездят на зимней резине, что она стирается, и шипов уже не остаётся. Но инспекторы ГИБДД в таком случае будут ориентироваться не на внешний вид покрышки, а на нанесенную на нее маркировку. У зимней резины она должна быть «М+S», «M&S», «M S» и обязательно с изображением горной вершины и снежинки или только снежинки – зависит от производителя.
Обратите внимание: даже если вы ещё не меняли резину, до 1 декабря оштрафовать вас будет нельзя. Вот только опасно это…
Нужен ли знак «Шипы»
Формально требование о наличии знака «Шипы» действовало всегда, но штрафа не существовало. В 2017 г. штраф был введен, и автомобилисты тут же столкнулись с дефицитом наклеек в магазинах и придирками со стороны сотрудников ГИБДД. Однако уже тогда стало ясно: требование об использовании знака не соответствует реалиям времени и должно быть отменено. Представители МВД обещали не наказывать автовладельцев. Но на практике инспектор ДПС вправе наказать за это «нарушение».
Подумайте о безопасности
Внесение изменений в перечень связано не только с сохранением качества дорог, но и сохранением жизни водителю. Все знают, что летняя резина на льду гораздо хуже поддерживает сцепление, а к каким последствиям это может привести, знает каждый автолюбитель. А вот то, что зимняя резина летом увеличивает тормозной путь на 4 метра, знают далеко не все. Так что есть смысл задуматься и «переобуться» не ради «дяди» и опасаясь штрафа, а ради себя самого.
Когда именно пора менять резину, эксперты во мнениях не сходятся. Метеорологи считают, что делать это пора, когда среднесуточная температура опускается ниже нуля. По словам синоптика, это происходит, когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов и держится на такой отметке около недели. При такой погоде ночные температуры стабильно уходят в минус.
Однако шинники и автоэксперты рекомендуют ориентироваться на отметку +7 градусов Цельсия без привязки к ночным заморозкам. Дело не только в возможности образования гололёда, но и в свойствах резины. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте. Выше – начинается усиленный износ более мягкой зимней резины.
Именно поэтому ждать стабильных заморозков не стоит: ночью и утром велики риски появления гололёда и снега, даже когда на улице «плюс».
На полный обзор!
В списке изменений появился и пункт о том, что установка дополнительных предметов или нанесение покрытия, ограничивающие обзор с места водителя, запрещена. Исключение составляют зеркала заднего вида, детали стеклоочистителей, радиоантенны, нагревательные элементы устройств размораживания и осушения ветрового стекла.
Эта норма напрямую запрещает установку в том числе навигаторов и креплений для сотовых телефонов там, где они мешают обзору. Однако, как пояснял Autonews.ru капитан полиции в отставке и основатель сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, инспекторы ГИБДД не обращают внимания на такие мелкие детали в оснащении автомобилей и не оформляют штрафы за навигаторы. Как в свою очередь уточнили руководители нескольких пунктов техосмотра, главное – снять их при заезде на проверку.
Также в документе запрещена установка стекол, не предусмотренная изготовителем транспортного средства – какие стекла можно ставить, а какие нет, прописано в эксплуатационной документации к машине. Кроме того, здесь появилась и норма о тонировке, которая уже есть в КоАП, и техрегламент: cветопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должна быть не ниже 70%.
Татьяна Козлова
Отзывы