Сотрудники Белоярской АЭС проводят уроки профориентации со школьниками и студентами
Три года назад руководитель Общественного совета БАЭС Александр Волокитин вдохновил единомышленников идеей проведения профлекций со школьниками, и сейчас такие встречи в школах проводят 8 человек – членов Совета. Активно подключилась к работе и лидер Молодёжной организации БАЭС Наталья Михайленко, объединив в «лекторский десант» ведущих специалистов станции. Директор Белоярской АЭС Иван Сидоров приветствует и поддерживает инициативы, организованные в рамках работы с подрастающим поколением.
Мы поговорили с «атомными» лекторами и узнали, как строится их профориентационное взаимодействие с юными зареченцами.
Преимущество – за атомными станциями
Сергей Фирстов работает на БАЭС с 2003 года. Окончил УрТК НИЯУ МИФИ с красным дипломом, затем – теплофак УПИ, совмещая учёбу с работой в УроРАН. За 20 лет работы на станции прошёл все ступени от оператора до инженера 1 категории и ведущего инженера, трудился во 2 и 3 реакторных цехах, сейчас работает в отделе расследований нарушений.
В этом году посетил с лекциями две школы – №1 и №3, до этого встречался со студентами УрТК.
- Тема моей лекции – популяризация атомной отрасли и её преимущества. Начинаю с рассказа о разных источниках энергии. К примеру, сегодня у всех на слуху такое модное течение, как ветроэнергетика. Это самый быстрорастущий сегмент возобновляемой энергетики. Действительно, это может быть интересным, но направление достаточно молодое, в некоторых моментах даже спорное, и далеко не все эксперты готовы возлагать большие надежды «на ветер». Далее, гидроэлектростанции: они уже построены все, какие только можно было построить в нашей стране, рек больше не становится – предел выбран, мы их использовали максимально полно. Если взять тепловые станции, то они, конечно, очень мощные, но, как мы понимаем, есть побочный эффект: при сжигании угля образуются шлаки, которые нужно где-то складировать. А большие объёмы шлака приводят к тому, что начинает расти гамма-фон. В итоге – загрязнение воздуха, почв, грунтовых вод. Словом, тепловые станции тоже имеют определённые минусы. И вот так постепенно, сравнивая источники энергии, подвожу ребят к тому, что, по сути, преимущество остаётся только за атомными станциями. Их можно строить любой мощности – от достаточно маленькой, от десятков мегаватт, до гигантских мощностей в тысячи мегаватт. При этом, если технологический процесс происходит нормально, то фактически исключён вред экологии. Современные блоки становятся всё более безопасными. Об этом я тоже говорю на лекциях и плавно перехожу к реакторам типа БН. Рассказываю, что реакторы на быстрых нейтронах – это наше будущее, потому что без них мы не сможем замкнуть ядерный топливный цикл.
- Насколько наши школьники в теме того, что Вы им рассказываете?
- Конечно, важно учитывать возраст учащихся и то, насколько хорошо они знают химию, физику и разбираются в изучаемых явлениях. Девятиклассники, например, меньше ориентируются в этих дисциплинах, а вот уже с 10 класса ребята – абсолютно в теме. Был на одной из встреч интересный момент: затронули «Фукусиму». Старшеклассники из новостей узнали о том, что в воды Тихого океана сбрасывается радиоактивный тритий, и высказали возмущение этим фактом. Тогда я спросил, знают ли они, что такое тритий? Оказалось – никто не в курсе. Принялся объяснять: водород – это один протон и один нейтрон; дейтерий – один протон и 2 нейтрона; тритий – один протон и три нейтрона. Таким образом, тритий – это тяжёлый водород, тяжёлая вода, которая не наносит вреда экологии; пить её, конечно, не нужно, но она не опасна. А её деструктивное влияние на воды Тихого океана СМИ просто преувеличивают.
- То есть на лекциях Вы учите ребят думать, а не слепо доверять информационной повестке?
- Конечно! Точно так же объясняю и про замкнутый топливный цикл: берём уран 235, добавляем в него нейтроны – что получаем? Они, по аналогии, робко отвечают: тяжёлый уран? Правильно – плутоний! Примерно так строится наше «научное» общение. Мне важно, чтобы они – понимали, чтобы максимально приблизились к теме атомных станций, поэтому говорю обо всём простыми словами, умничать не стремлюсь.
С этой же целью я рассказываю о реальных буднях Белоярской АЭС, о том, как устроен рабочий процесс. О нашей серьёзной дисциплине. О том, что на атомной станции не бывает так, чтобы, допустим, как в школе, не пойти к первому уроку или не выполнить какое-то задание. Эти ситуации исключены от слова совсем. Контроль за исполнительской и трудовой дисциплиной у нас строг чрезвычайно! Я не скрываю, что работа на станции – сложная, что нужно будет проявлять колоссальную ответственность за свой фронт работ, изучать огромный объём информации. Да-да, на производстве им тоже нужно будет учиться – и они должны быть готовы к этому. Я рассказываю о том, что есть ребята, которые после первых же серьёзных требований падают духом, кто-то решает всё бросить и устроиться каким-нибудь, условно, менеджером, надеясь на более лёгкий трудовой путь и лёгкие деньги. Да, это – проще. Но лишь в первые годы. А что потом? Твои сверстники, те, кто прошёл эту трудную учёбу на станции, начинают уверенно подниматься по карьерной лестнице перспективного предприятия, а ты так и остался разносчиком пиццы или продавцом телевизоров. Эти вещи необходимо проговаривать, чтобы у ребят не было розовых очков.
- Какие вопросы чаще всего они задают?
- Пожалуй – о зарплате. Раньше считалось некорректным спрашивать о деньгах, но в этом нет ничего плохого. И секрета никакого тоже нет: говорю, что зарплата – от ста тысяч. Это всех очень радует, при этом они уже понимают, что лёгкими эти деньги не будут. Вот в этом – большой плюс того, что в школы приходят специалисты с предприятия. Практики. Они – настоящие. И расскажут тоже по-настоящему, то, что есть в реальности и чего не прочитаешь где-то в глянцевой презентации.
Найти свою волну в море возможностей
Иван Павлов на БАЭС работает 13 лет после окончания кафедры ядерных реакторов и энергетических установок Томского политехнического университета. Ведущий инженер управления реактором 3 блока, активист Молодёжной организации БАЭС. В этом году уже провёл одну профвстречу – со студентами 4 курса УРТК. На лекциях рассказывает о структуре ГК «Росатом», об электроэнергетическом дивизионе и деятельности Белоярской АЭС.
- Я считаю, что такие встречи нужно начинать проводить даже со школьниками более младших классов. Причём лекторами могут становиться специалисты разных направлений, не только инженерных специальностей, но и рабочих – электрики, слесари, сварщики и т.д. Нужно активнее рассказывать подрастающему поколению о возможностях работы на БАЭС. Нехватка информации – есть. Старшеклассники часто находятся в вакууме и не могут сориентироваться, куда пойти учиться, а если даже и мечтают попасть на БАЭС, то не особо представляют спектр возможностей и перспектив. Многие после учёбы в вузах – даже если получили «атомную» специальность, часто работают в разных других местах, просто потому что не знают, где и как применить свои профессиональные знания. Поэтому надо обязательно проводить такие встречи и готовить молодёжь. Тем более сегодня профориентация молодого поколения приобретает особую актуальность. Планы Росатома на будущее – грандиозны: скоро стартует строительство 5 блока, появится большая необходимость в кадрах. Причём нужны будут не только люди с высшим образованием, но и грамотные рабочие руки: те же самые слесари, сварщики, электрики, без них – никуда. Вообще, сейчас для молодёжи – прекрасное время в плане карьерного роста, заработка. Всё это я рассказываю на встречах.
- Есть заинтересованность у молодого поколения?
- Безусловно. Мне современное подрастающее поколение нравится тем, что их заинтересованность – более осмысленная, практичная. Не как раньше – слегка романтическая и наивная. Сейчас молодёжь впитывает информацию и сразу оценивает свои внутренние возможности и резервы. Очень правильный, осознанный подход. Но важно, чтобы при этом каждый молодой человек нашёл свою «волну» в море возможностей. Росатом – это ведь не только атомные станции, это строительство, инжиниринг, производство нового и переработка старого топлива. Отдельное направление – ветроэнергетика, развитие которого сейчас набирает обороты. Это аддитивные технологии – услуги и продукты 3D-печати, искусственного интеллекта.
- Об этом тоже рассказываете на лекциях?
- Обязательно! И многие ребята очень удивляются такому широкому спектру деятельности Госкорпорации. Кроме того, Росатом вливается в нашу общую жизнь, в обеспечение быта городов, в строительство социальной инфраструктуры, благоустройство, культурное развитие. Посмотрите, как похорошел Заречный за последние несколько лет! Сколько новых объектов появилось в городе при участии Белоярской АЭС! Вспомните наши недавние мероприятия – фестиваль «Люди», визит звёздной команды «Starko»: это всё во многом делается для привлечения молодёжи в город и на градообразующее предприятие.
- Как Вы считаете, профориентации – эффективный инструмент в профессиональном самоопределении подрастающего поколения?
- Информация, безусловно, приносит свои плоды, но результат был бы ещё более весомым, если бы была возможность проводить практику на станции. Ребята видели бы весь фронт работ и своё место в цепочке звеньев. Они могли бы полнее погрузиться в среду, сократилось бы время на адаптацию. А главное – молодой работник мог бы окончательно понять свои профессиональные возможности и принять решение о трудоустройстве. Важно ведь, чтобы работа приносила удовольствие, а для этого нужно выбрать занятие по душе.
Жанна Рождественская
По вопросам организации практики на Белоярской АЭС можно обратиться к специалисту Отдела развития персонала Марине Смирнягиной по телефону: 8(34377)3-62-96. Email:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Отзывы