Знать предмет и быть актуальным – в этом залог успешного учителя
Начальник Управления образования Заречного Игорь СОЛОВЬЁВ на руководящей должности – всего год. Или – уже год? Несколько лет назад в интервью нашей газете он рассказывал, что не готов сменить школьный класс на кабинет и высокую должность, хотя и предлагали. «Когда это осмысливаешь, понимаешь, что у тебя не будет работы с детьми, ты будешь копаться в куче бумажек… Бумаги – но за деньги, или дети – за призвание? Для меня выбор очевиден», - говорил в 2016 году молодой преподаватель обществознания школы №2 Игорь Григорьевич Соловьёв…
- И вот, спустя шесть лет, Вы становитесь именно руководителем – с пресловутыми бумажками, без любимых Вашему сердцу детей. Что за ценностная переустановка произошла у Вас за эти годы?
- Моя сегодняшняя работа – действительно не с детьми, но она – для детей, ведь главная ценность системы образования – это наши дети. Поэтому в самой системе я остался. А высокая должность даёт мне возможность сделать лучше жизнь не одного ребёнка и даже не сотни детей, а всего детского населения нашего городского округа.
- Насколько важно, чтобы у руля системы образования стоял педагог, а не просто менеджер, пусть даже самый эффективный?
- Практика показала, что человек, стоящий у руля системы образования, должен быть в первую очередь именно педагогом, и только затем – менеджером. Потому что работать с теми задачами, которые ставят перед нашей отраслью государство, регион, муниципалитет, невозможно без знания самого процесса преподавания. Мы можем сколько угодно много требовать от учителей, но мы должны понимать, что у них есть ещё и уроки, воспитательная работа, родительские собрания, к которым нужно готовиться. Эту работу не видно, и в первую очередь её не видно человеку без педагогического образования и опыта. Отвести два урока в день и дать шесть уроков – абсолютно разные вещи, и руководитель-педагог эту разницу поймёт, не педагог – нет. Менеджер сферы образования не может быть эффективен, если он сам не из сферы образования. Его эффективность – как раз в тонких знаниях всех нюансов, происходящих в нашей системе.
- Вы руководите одной из самых значимых сфер нашей жизни. Королевство у Вас точно не маловато – получается разгуляться?
- Не то слово! (смеётся).
- Каковы первые итоги и первые ощущения от первого года работы?
- Официальные итоги и целевые показатели я бы оставил для августовской педагогической конференции, а пока просто поделюсь важными моментами завершившегося учебного года. Среди них – мероприятие федерального уровня: финал Метапредметной олимпиады «Школы Росатома», который мы провели в декабре 2022-го. Принимали много детей и гостей из атомных городов. Для нашей системы образования это первый такой опыт. Мы поняли, что полностью готовы к проведению подобных мероприятий и в будущем. Кроме того, по результатам 2022 года наш город занял 3 место в Кубке «Школы Росатома», и это значимый для нас результат, потому что «Школа Росатома», как проект, даёт нам возможность развития, и нашей победой мы сделали ещё один шаг на пути этого прогресса. Также по итогам учебного года у нас есть два выпускника, набравших на ЕГЭ 100 баллов – это также успех всей нашей системы образования.
А лично для меня главным стало то, что я перевернул немного свою систему мышления. Из учителя стать руководителем, который отвечает за каждого человека – педагога и ученика, за каждое событие, происходящее в нашей сфере, за все случаи успехов и неудач – это существенно раздвигает личностные горизонты. Мне пришлось вникать в вопросы экономического планирования, бухучёта, ведь на Управлении образования лежит функция по распределению бюджетных средств среди образовательных организаций города. Пришлось многое поменять кардинально в своей голове, но это тоже – шаг вперёд.
- А Год педагога и наставника Ваше профессиональное сообщество успело почувствовать?
- То, что стало уделяться больше внимания педагогическому сообществу, мы ощутили через конкурсные программы федерального и областного уровней, через новостную повестку. Но, думаю, основной пик тематического года ещё впереди – во второй его половине.
- Игорь Григорьевич, каков качественный состав педагогического сообщества Заречного сегодня?
- Большинство педагогов – стажисты: конечно, это опыт и крепкая практика. Молодёжи – меньше, и об этом приходится только сожалеть: ведь молодой педагог – это новая система мышления, которая ближе современному школьнику. Если говорить о квалификационных категориях, то достаточно большой процент педагогов имеют 1 категорию. Есть учителя с высшей категорией – это сливки нашего сообщества. В предметном отношении образованию Заречного очень не хватает учителей математики, физики, информатики, начальных классов и иностранных языков.
- В связи с этим, как Вы относитесь к системе распределения выпускников вуза? Медики, например, ратуют за это всей душой.
- Честно говоря, я не готов аплодировать этой идее. Как нельзя привязать человека к детям, так нельзя привязать его и к условиям. Есть люди, для кого важны бытовые блага, культура, ритм большого города, и такой человек будет себя чувствовать некомфортно где-то в глубинке. И работать там ему будет тяжело. Человеку придётся себя перестраивать, даже, возможно, ломать какие-то привычки, привыкая к новым условиям. И своё настроение недовольный педагог так или иначе принесёт в школу и экстраполирует на детей. Не думаю, что это может способствовать его эффективной работе.
- Но кто-то же должен заниматься с детьми в глубинке! Кто?
- Государство, регион, муниципалитеты, предприятия должны стимулировать студентов приезжать к ним на территорию. Не заставлять обязательным распределением, а привлекать чем-то. Жилищными программами, подъёмными средствами, льготами – всё это сейчас довольно успешно практикуется во многих регионах. Кроме того, молодой педагог поедет куда угодно, если увидит там для себя возможности развития. Так, одна из территорий привлекала специалистов тем, что директор и завучи местной школы имели докторские степени и предлагали желающим приехать к ним учителям помощь и условия для написания кандидатской диссертации. Эта практика сильно улучшила кадровую ситуацию в той местности. Есть примеры успешного сотрудничества с крупными предприятиями, которые приезжим педагогам дают возможность развиваться в научной или технической среде – например, организовав для них современный химический кабинет, лабораторию. Для гуманитариев учреждение может предоставить доступ к базам ведущих библиотек страны и мира, к специальной литературе, и это будет хорошей мотивацией для молодого специалиста.
- Что самое важное сегодня должен знать педагог, работая с детьми?
- Каждый учитель должен помнить: то, что ты преподаёшь, должно быть актуально. Сегодня доступна любая информация, и каждый ребёнок, который уже с 3 лет легко ориентируется в информационном поле, может проверить: а верно ли то, что говорит учитель? Если педагог рассказал что-то, что не соответствует современным реалиям или научным знаниям, такой педагог рискует потерять авторитет. Сегодня научные знания постоянно меняются, актуализируются, появляются новые достижения, факты, и педагог в своём предмете должен быть особым профессионалом. Мало того, он должен понимать: просто знания для ребёнка сейчас не ценны.
- Должна быть связь с жизнью?
- Конечно. Знания должны быть так или иначе применимы. Зачем, например, изучать карту, если можно навигатором в телефоне проложить какой угодно маршрут? Но когда я объяснял, что мобильная связь работает не везде и не всегда, ученики задумывались и приходили к мысли, что действительно неплохо бы в этом случае знать какую-нибудь альтернативу – и мы без возражений приступали к изучению карты, потому что это становилось для них актуальным. Поэтому, когда педагоги жалуются, то дети не хотят учить материал, я всегда спрашиваю: а вы им объяснили – зачем?
- Насколько педагогу важно уметь разговаривать с детьми на их современном сленге?
- Разговаривать на нём нельзя. А понимать, о чём они говорят, нужно. Учитель не может быть для детей «своим в доску». Я видел такой опыт: если учитель – эдакий рубаха-парень, то на 99% дети не знают его предмет. Всё-таки педагог должен быть наставником для учеников, сохраняя в отношениях некую дистанцию, в хорошем смысле. Кроме того, кто, если не педагог, может научить ребёнка грамотной речи, красивому слогу? Правильнее, если учитель всё-таки будет образцом хорошей риторики.
- Много ли в Заречном одарённых детей? Как ведётся работа с ними?
- Талантливых детей у нас очень много! В качестве примера, повторюсь, – два стобалльника на ЕГЭ; появился победитель регионального тура Всероссийской олимпиады школьников, есть дети, которые занимаются техническим творчеством…
- А как понять, что они одарённые?
- Одарёнными принято называть детей, чьи результаты в каком-либо направлении – выше уровня школьной программы. Работа с такими детьми строится, конечно, индивидуально – в зависимости от того, что нужно конкретному юному Эйнштейну. Вырастить одарённого ребёнка не может один человек, это результат коллективного труда: учителей, родителей, репетиторов, тренеров. И вся наша образовательная система выстроена так, что каждый педагог, начиная с детского сада, настроен на то, чтобы именно развить ребёнка. Без этого сотрудничества не может строиться эффективный процесс образования. Совместная работа должна включать усилия семьи, педагогов детского сада, школы, каждого конкретного учителя, завуча, директора – всех, кто выбрал своей задачей работу с детьми. Мы должны понимать, что сегодня воспитываем тех людей, которые будут руководить и моделировать наше завтра. И если мы не дадим им всё и немножко больше, не привьём ценности, важные для нас, мы не будем иметь право рассчитывать на достойное будущее.
- Один из педагогов Заречного как-то мне сказал: урок – это своего рода сцена для учителя. Согласны?
- Абсолютно! Каждый класс – разный, и какого-то одного, универсального, подхода к детям нет и быть не может. Если есть три шестых класса, то одну и ту же тему хороший педагог преподнесёт им по-разному. Один классный коллектив может просто хорошо слушать учебный материал, другому нужно много ярких примеров, третьему – схемы, рисунки, наглядность. Учитель, как артист, держит аудиторию, дирижирует общим настроением класса, стараясь настроить каждого, как струну, для усвоения материала. И актёрское мастерство бывает просто необходимо. Я, будучи молодым педагогом, но уже имея опыт, пришёл работать в школу №2. И на одном из уроков в старших классах вдруг вижу: класс меня просто не слышит, все погружены в себя и заняты своими делами. Недолго думая, я встал на учительский стол.
- ?!?
- А потом пошёл по партам, рассказывая материал… Когда же я провёл контрольную работу на закрепление темы, у меня было всего три четвёрки, остальные – пятёрки.
- Не скучаете по урокам?
- Скучаю. Когда ты ведёшь урок, на тебя смотрят детские глаза, и в них ты видишь отдачу, работу мысли, эмоции, и это очень ценно.
- А в чём для Вас состоит отдача сейчас, когда Вы больше не ведёте уроки?
- Всё в том же: в детских глазах, в которых – мысль, эмоции и надежды, не оправдать которые мы с педагогами не имеем права.
Жанна Рождественская
Отзывы