8 апреля 3 блоку БАЭС с реактором БН-600 исполнилось 44 года
8 апреля 1980 года состоялся энергопуск 3 блока Белоярской АЭС БН-600. В 12 часов 24 минуты под руководством начальника смены Вадима Чичикина блок был включён в единую систему «Свердловэнерго».
В журнале начальника смены станции появилась запись: «Начало промышленной эксплуатации БН-600» - и процесс всё ещё идёт: 3 блок Белоярской АЭС работает вот уже 44 года.
Радостному и знаковому событию, пуску блока, предшествовали 12 лет строительства первого советского быстрого реактора. Работа была сложная. Требования к качеству монтажных и сварочных работ для БН‑600 оказались на порядок выше прежних, и коллективу монтажников пришлось срочно переобучать персонал и осваивать новые технологии. Так, в 1972 году при сборке корпуса реактора из аустенитных сталей на контрольном просвечивании крупных сварных швов впервые был применен бетатрон.
К лету 1974 года возвели главный корпус. Но в целом строительство 3 блока БАЭС от плана отставало. Ситуация изменилась летом 1978 года после совещания с участием министров Минсредмаша и Минэнерго, которое организовал руководитель областного штаба стройки БН‑600, первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин при поддержке легендарного директора БАЭС, а тогда – уже руководителя главка Минэнерго Владимира Невского. На совещании Ельцин принял жёсткое решение завершить сооружение БН‑600 в установленный срок, до конца пятилетки.
Работа закипела, но тут выяснилось, что на стройке не хватает подсобных рабочих. Тогда Ельцин мобилизовал колхозников и послал их на объект. Атомщики были сражены: «Нас из года в год гоняют в колхозы. Наконец-то и колхозники пришли к нам на помощь!».
Монтаж внутрикорпусных устройств быстрого реактора должен был производиться особенно чисто: ведь потом, когда реактор будет заполнен натрием, промывка реактора и трубопроводов с натрием будет невозможна. На входе во внутриреакторное пространство регистрировали всё, что туда вносят и выносят. Так продолжалось до июня 1979 года, когда были установлены поворотные пробки и центральная поворотная колонна и монтаж реактора завершился. Заливка реактора натрием показала, что чистота контура была выдержана даже выше требуемой.
Справились все – строители, монтажники, атомщики. И сегодня – хороший повод с гордостью вспомнить моменты этой славной стройки.
Перед вами – редкие кадры строительства БН-600, сделанные в 1971-1976 гг. руками Игоря Малыгина, работавшего в те годы главным инженером участка Управления строительства Белоярской АЭС.
Отзывы